Мой папа помнит руины города, страшные обломки с пустыми окнами, они стояли до начала 60-х годов, Королевский замок и как его взорвали.
О том, что творилось после штурма мне рассказывал муж маминой подруги, которого ныне уже, к сожалению, нет с нами.
Мы с братом поздние дети, а у мамы есть подруга на 10 лет старше, и у нее необыкновенная история любви. Большинство немцев в спешном порядке были высланы в Германию. Многие из них в 90-х годах, когда перестал существовать СССР возвращались в город, найти свой дом или место, где он стоял, вспомнить детство. Я тоже провела свои ранние годы в немецком доме, на котором долгие годы были немецкие надписи, поэтому у нас во дворе немцы были привычными. А мамина подруга жила в частном немецком доме. И вот однажды туда приехал Фридэм. Он родился и вырос на этой улице, в этом доме. И, конечно, его тянуло в родные места. Он стоял и смотрел на родной дом, который был хоть и ухожен, и отремонтирован, но все равно сохранил знакомый облик. А потом оттуда вышла мамина подруга. И он подошел поговорить. Она знала немецкий, тогда в школе чаще даже его учили, и пригласила его внутрь, понимая, что для человека значит дом рождения. Вот так и началась их история. После они переписывались, а потом она вышла за него замуж, и уехала в Германию, я была у них на свадьбе. Фридэм был классным. Очень вежливым и добрым. Очень любил бывать в России, русское гостеприимство, кухню, людей. У него была отличная собака Аста, очень умная немецкая овчарка. Мы часто ездили все вместе на шашлыки или бывали у них дома здесь, обычно они приезжали на лето.
Про последние дни в Кенигсберге, он помнил только жуткий страх, грохот, зарево огня на горизонте. И как русский солдат пнул его, обругал и забрал любимую игрушку. Война это всегда насилие, боль, смерть. Она ожесточает людей и выводит на наружу все самые негативные качества. О зверствах фашистов, думаю, память в нашей стране сохранится на века. Но все же хорошие люди не имеют национальной привязки. От бабушки и других родственников я слышала хорошие истории про немцев, которые подкармливали русских, когда стояли у них в домах в деревнях.
Еще одну необыкновенную историю я прочитала совсем недавно. Она про девушку, которая родилась в Кенигсберге, и не покинула его после войны.
Взяла литовскую фамилию и осталась жить, так как знала русский язык. Ее можно прочесть здесь/. История очень интересная. Я никогда не задумывалась, что кто-то из немцев мог остаться и жить рядом со мной! Знала только, что их выслали очень быстро и почти без вещей. И что русские из разных областей приезжали на восстановление города и заселялись в дома, где было все, даже посуда. А женщина прожила всю свою сознательную жизнь в родном городе, несмотря на то, что он из немецкого превратился в русский! Почитайте, очень интересно! Жаль, нет окончания история, вряд ли героиня еще жива (статья изначально 2001 г)
Я могу закончить только тем, что я люблю свой город, как его прусскую часть истории, так и советскую, а теперь и российскую.